О воспитании волевых качеств советского офицера - ВВЕДЕНИЕ

E-mail Печать
Индекс материала
О воспитании волевых качеств советского офицера
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I
ГЛАВА II
ГЛАВА III. Меры дисциплинарного воздействия как средство формирования воли
ГЛАВА IV. Строевая и физическая подготовка – средства воспитания воли
ГЛАВА V. Огневая, специально-техническая и учебно-методическая подготовка – средства воспитания воли
ГЛАВА VI. Тактическая подготовка офицера и воспитание волевых качеств
ГЛАВА VII. Методы руководства офицером
ГЛАВА VIII. Воспитательное значение взаимоотношений
ГЛАВА IX. Предотвращение страха и его преодоление
ГЛАВА X. О самовоспитании
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Все страницы

ВВЕДЕНИЕ

 

Воспитание воли является частной, хотя и важной задачей воспитания. Задача же, о которой будет идти речь впереди, —воспитание волевых качеств советского офицера, уже находящегося в строю, — носит еще более частный характер. При решении этого вопроса необходимо исходить из обших целей воспитания людей в нашем социалистическом обществе.

Воспитание — это определенное, целеустремленное и систематическое воздействие на психологию воспитуемого для развития в нем взглядов и качеств, определяющих его поведение в желательном воспитателю направлении.

В основе советского воспитания, учит В. И. Ленин, лежит борьба за укрепление и завершение коммунизма. Борьба за завершение коммунизма требует определенных отношений советского человека к труду, к обществу,к самому себе, предъявляет известные требования к его поведению.

Характер как совокупность существенных и устойчивых психических особенностей человека, проявляющийся в его поведении, и сознание формируются под влиянием окружающих условий жизни. Вне определенного образа мыслей человека, его сознания, обусловленного соответствующим общественным укладом, принадлежностью к тому или иному классу, нельзя понять характер человека и его основные важнейшие черты.

Конечно, отождествлять характер и сознание нельзя. Как показывает опыт, люди, имеющие почти одинаковый образ мыслей, все же могут отличаться по характеру. Но, несмотря на индивидуальные различия, связанные с характером, можно все-таки говорить о какой-то основе, общей для всех, кто имеет одинаковый, социалистический образ мыслей. Этой основой является сознание единства общих, народных и личных интересов.

Об этой основе и говорил в свое время Ленин, обращаясь к Коммунистическому союзу молодежи:

«Быть членами Союза молодежи, значит вести дело так, чтобы отдавать свою работу, свои силы на общее дело. Вот в этом состоит коммунистическое воспитание»

Коммунистическое воспитание дает соответствующее направление мыслям,работе сознания, которое и должно определять поступки, отношения к окружающим и к самому себе, деятельность человека — его поведение.

Важно, чтобы между сознанием и поведением не было разрыва, а то бывает,что человек сознает одно, но поступает иначе. Этот разрыв говорит о неустойчивости, нетвердости характера человека.

Требовательность к себе, стремление строго и неуклонно следовать своим убеждениям, последовательно, до конца бороться за дело коммунизма и составляет такую черту, как принципиальность. Эта черта свойственна прежде всего коммунистам. Она дает им возможность, несмотря на известные различия характеров, одинаково последовательно бороться за поставленную цель.

Чтобы уяснить себе все значение принципиальности, необходимо учесть,что проявления человеческой натуры многообразны, часто они могут перейти в свою противоположность — все зависит от того, куда, в каком направлении, какое качество развивается. Иногда свойства, имеющие даже противоположное значение, трудно отличить друг от друга, настолько они схожи между собой по внешнему выражению, особенно при поверхностном суждении с них. К этим свойствам относятся, например, такие, как твердость и жестокость, добродушие и бесхарактерность, смелость и опрометчивость, дружба и семейственность, уважение и подхалимство, гордость и кичливость, скромность и самоуничижение и т. п.

Заметить ту грань, перейдя которую одно качество превращается в другое, становится своим отрицанием, очень трудно не только постороннему, но и самому носителю этого качества. Это тем более трудно, что человек может сознательно, а иногда и бессознательно выдавать одно качество за другое: например, упрямство за упорство, опрометчивость за решительность.

Используя то обстоятельство, что сразу отличить эти качества одно от другого по существу довольно трудно, нечестный, развращенный человек может внешней благовидной стороной поведения сознательно прикрывать другую его сторону — настоящую, неприглядную сущность его. Сознавая, как следовало бы поступать, слабохарактерный человек действует иначе, идя по линии наименьшего сопротивления, что на руку тем элементам, которые подвержены пережиткам капитализма и тянут советского человека в назад. Конечно, бесчестность и бесхарактерность требуют различных приемов борьбы, но важно отметить, что и та и другая чаще всего сказываются там, где можно выдавать одно качество за другое, чтобы прикрыть несоответствие между поступками и словами, выражающими положительные качества и убеждения.

Принципиальность как раз и является такой чертой, в которой проявляется единство сознания и поведения, чертой, гарантирующей соответствие действий убеждениям.

Разумеется, принципиальность не исчерпывает собой всей характеристики советского человека, но она является той решающей чертой, без которой немыслимо понятие об идеале характера советского человека. На самом деле формальное признание единства личных и общих интересов ничего не стоит, если, например, данный человек беспринципно относится к общественной собственности. Ничего не стоит признание критики как закона развития советского общества, если человек нетерпимо относится к критике его собственных действий. Понятно также, что у аморального человека, сознание и поступки которого не связывают никакие нормы отношений к обществу, не может быть и речи о какой бы то ни было принципиальности.

Безыдейный человек не может быть принципиальным и цельным, у него нет последовательности и логики в поступках, потому что у него отсутствуют руководящие начала, которые диктовали бы ему определенный образ действий. Он может сегодня оказаться добродушным просто потому, что таково настроение, завтра же в своей твердости он может дойти до жестокости просто потому, что оставаться глухим куда легче, чем вникнуть в суть вопроса и проявить необходимую чуткость. Даже проявление бесспорно положительной черты у такого человека носит характер случайного порыва.

Если же человек принципиален, то можно быть уверенным, что при всем своем добродушии, когда нужно будет, он окажется твердым, когда нужно — чутким. Можно быть уверенным, что его осторожность не является замаскированной трусостью, в его решительности нет авантюризма. Словом, в характере такого человека все его свойства оказываются совместимыми с идеей, с методами борьбы за нее.

Характер, как направленность мыслей, чувств и желаний, представляет собой столь сложное понятие, что один только перечень его признаков мог бы составить целую книгу. Практически же речь может идти о важнейших и решающих качествах характера, а их уже не так много. К ним в первую голову относятся такие черты, как сознание единства народных и личных интересов и принципиальность. От важнейших же качеств характера зависит множество других, производных свойств или же вокруг них группируются многие второстепенные качества характера. Первые, то есть важнейшие, качества характера являются общими и обязательными для всех советских людей, второстепенные же качества могут быть признаком той или другой индивидуальности. Например, один вносит в свои отношения к окружающим и к своей работе больше чувства, другой — больше рассудочности, один склонен больше к практической работе, другой — к теоретической, один отличается мягкосердечием, другой — твердостью и т. п. Но как бы ни выражались отношения человека к окружающим, каковы бы ни были его склонности, если он воспитан в духе борьбы за коммунизм, то обязательно принципиален, обязательно направляет свою деятельность, исходя из единства общих и личных интересов.

Советского педагога прежде всего интересуют вопросы воспитания решающих качеств характера, абсолютно необходимых в борьбе за переход к коммунизму. Вместе с тем громадный интерес представляют и те индивидуальные свойства характера, которые присущи данной личности. Без индивидуальных черт характера личность вообще была бы немыслима.

В социалистическом обществе индивидуальность и коллектив не противопоставлены друг другу, а составляют единство. Каждый советский человек приносит в общее движение масс свои индивидуальные особенности, своеобразие мыслей и чувств, что делает движение и опыт коллектива многообразным, ярким и жизненным. Вместе с тем движение народных масс потому именно и сильно, что каждая личность находит в нем простор для своего развития и для приложения своих сил. Развивая индивидуальные черты, воспитание делает личность более яркой и красочной так, что ее особенности наилучшим образом гармонируют с решающими чертами характера, общими для всех членов социалистического общества. Тем более важно учитывать индивидуальные особенности, когда речь идет о взрослом человеке — об офицере, имеющем уже в какой-то мере сложившийся характер с определенными особенностями.

С характером тесно связан темперамент, накладывающий свой отпечаток на внешнюю форму поведения.

Чтобы понять, в чем разница между характером и темпераментом и как они связаны между собой, следует представить себе человека, которому нанесли обиду. Ин ой быстро реагирует на это хотя бы, например, выражением лица,а другой внешне никак не реагирует. Между тем, может быть, первый скоро забывает про нанесенную ему обиду, а второй ее затаил и долго будет помнить. То же самое может быть и в случае проявления отзывчивости, злобы, ненависти и т. п. Если характер человека отражает его взгляды на явления и его отношение к ним, то темперамент определяет форму выражения этих отношений в виде той или иной реакции, в смысле проявления того или иного чувства, быстроты и силы его проявления. Если характер формируется в процессе воздействия окружающих бытовых и общественных условий, в результате опыта, то темперамент, по мнению академика Павлова, обусловливается физиологическими особенностями нервной системы данного человека. Но он также может изменяться под влиянием воспитания, условий жизни и деятельности человека.

Так, например, часто быстрота речи и обращения, зависящая в основном от темперамента, принимает характер резкости. Но кому неизвестно, что у подхалима, каким бы резким он ни был по натуре, при обращении к начальству всегда найдутся вкрадчивые, мягкие тона. Зато в обращении с подчиненными или с товарищами сказывается вовсю резкость его натуры. Воспитанный же человек, независимо от особенностей темперамента, будет одинаково ровным в своих отношениях как к начальнику, так и к подчиненному. Следовательно, и темперамент, по крайней мере проявление или подавление его нежелательных свойств, зависит от воспитания.

Исходя из таких признаков, характеризующих типы высшей нервной деятельности, как сила, уравновешенность реакций и быстрота их смены, различают следующие темпеpaменты: сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический.

Каждому из них свойственны свои преимущества и недостатки, которые здесь нет необходимости разбирать. Идеальным же темпераментом является такой, в котором быстрота и сила реакции соответствуют требованиям обстановки. Такой темперамент сочетает в себе все то положительное, что имеется в каждом из перечисленных выше типов темперамента, исключая их недостатки, так что его ни к одному из вышеуказанных типов отнести нельзя. Людей с подобным темпераментом можно назвать уравновешенными: они хорошо владеют собой, умеют сдерживать себя, когда нужно, и действуют сообразно обстоятельствам.

Практически больше всего приходится обращать внимание на наиболее далеко уклоняющихся от типа уравновешенного: на медлительного и на горячего, торопливого. Достаточно представить себе, сколь пагубным может оказаться запаздывание реакции у медлительного офицера, когда обстановка требует быстрой подготовки, например, данных для стрельбы. Можно также представить себе, как трудно горячему по темпераменту офицеру наблюдать за движением наступающего противника, не открывая огня, пока он подойдет на предельно близкую дистанцию.

На поведении сказывается не только характер, но и темперамент, недостатки которого могут сильно умалить иногда и значительные достоинства характера. Задача воспитания — максимально приблизить натуру воспитуемого к идеальному типу уравновешенного человека.

Все достоинства характера, вся направленность мыслей и чувств могут оказаться нереализованными, если отсутствует необходимая сила воли, ибо воля является стержнем характера.

Воля — это проявление характера в деятельности человека и в его отношениях к самому себе и к окружаюшим. Поскольку характер формируется в результате осознанного опыта, то воля, как проявление характера, зависит от качества сознания. Поэтому поведение, диктуемое не сознанием, а только инстинктами, не представляет собой настоящей волевой деятельности.

При наличии сильной воли человек, несмотря на те или иные препятствия, действует так, как это свойственно его характеру, проявляя, например, отзывчивость, трудолюбие, честность и другие качества. В отношении такого человека можно заранее сказать, как он поступит в том или другом случае, и о нем говорят: «Человек с характером». Когда же у человека отсутствует сильная воля, то каков бы ни был его характер, действия и поступки не вытекают последовательно из его образа мыслей и чувств. О таком человеке говорят, что он бесхарактерный, так как действительно его характер ни в чем не проявляется, поскольку у него отсутствует воля, чтобы претворить в жизнь свои положительные стремления и идеалы. Без нее лучшие порывы и задатки могут остаться невоплощенными в дело, не скажутся в поведении.

Несмотря на то,что темой настоящей работы является только частная педагогическая задача — воспитание волевых качеств советского офицера, — следует все же хоть несколько слов сказать о том, что представляет собой система воспитания в целом, каковы ее составные части. Рациональная система воспитания заключается в правильном разрешении следующих трех вопросов: какие цели преследуются воспитательной работой, как использовать и создать воспитывающие факторы в соответствии с поставленными целями и значение индивидуального подхода для их осуществления.

Совершенно ясно, что никакие труды и усилия не могут быть плодотворными, если неизвестна цель, на достижение которой они направлены. Для уяснения целей воспитания советского офицера необходимо предусматривать ряд обстоятельств, без учета которых невозможна целеустремленная воспитательная работа. Необходимо учитывать особенности той деятельности, для которой готовится офицер, и те условия, в которых ему придется проявлять свою волю.

Советский офицер готовится к наиболее активной форме защиты Родины и ее интересов — к военной борьбе. В Советской стране военная служба является почетной обязанностью каждого Гражданина, защита Отечества — его священный долг. Однако, если всякий гражданин до того, кяк призовет его Родина, может заниматься любой деятельностью, офицер значительную часть своей жизни, а часто и всю жизнь непосредственно участвует в деле укрепления обороноспособности страны.

Вторая особенность сводится к тому, что если не на всяком поприще советский гражданин является организатором масс,то офицера нельзя себе и представить иначе,как организатором солдатских масс. Он выполняет организующую роль в бою,который является самым большим испытанием моральных и физических качеств солдата.

Наконец, очень важной особенностью является то, что советскому офицеру как в мирное, так и в военное время приходится решать много весьма сложных и ответственных задач. Он отвечает за жизнь своих подчиненных. Этим подчеркивается все значение его деятельности, его волевых качеств.

Особо следует подчеркнуть, что цель воспитания офицера сводится к тому, чтобы в предстоящей войне одолеть сильного противника, богато оснащенного военной техникой, хорошо обученного и умелого в бою.

Современная война требует от офицера и солдат больших физических и моральных напряжений. В таких условиях роль офицера еще больше возрастает, отчего становятся более сложными и ответственными задачи по его воспитанию.

Воспитывающие факторы — условия и обстоятельства, сознательно используемые в целях воспитания, формирования характера и воли, могут быть самыми разнообразными. В данном случае такими факторами являются боевая и политическая подготовка, культурные мероприятия, общественное мнение, определенные взаимоотношения и т. п. Каждое явление, если правильно и своевременно оценить, к чему оно приведет в своем развитии, мажет быть использовано для воспитания офицера. Например, совершенно понятно, что хорошо продуманный распорядок дня воспитывает в офицере организованность, дисциплинированность, правильное отношение к фактору времени и т. п. Правильно организованное общественное мнение может направить мысль офицера в надлежащее русло, по крайней мере, может хоть удерживать от нежелательных поступков, от необдуманных действий.

Кроме воспитывающих факторов, имеющихся в окружающих офицера условиях, надо иметь в виду имеющиеся в нем самом свойства, на основе которых могут быть развиты и другие качества. Например, при развитом чувстве ответственности сравнительно легко привить такую черту, как точность в работе; задевая такое чувство, как гордость, можно многого добиться, чтобы улучшить поведение данного человека.Условия, которые нужно создать, воспитывая офицера, определяются руководящим принципом боевой подготовки Советских Вооруженных Сил — учить войска тому, что необходимо на войне. Следовательно, условия деятельности офицера должны быть максимально близки к тем, для действий в которых он готовится. Эти условия сами по себе являются воспитывающими факторами, формирующими характер и волю офицера. «Нельзя воспитать мужественного человека, — говорил Макаренко, — если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявить мужество,— все равно в чем, 一 в сдержанности, в прямом открытом слове, в некотором лишении, в терпеливости, в смелости»

(А. С. Макаренко. О воспитании молодежи, 1951, стр. 89.).

В этом отношении условия для воспитания офицера, находящегося в строю, довольно благоприятны. Именно в строю, в процессе выполнения им практических задач воспитываются смелость, терпеливость, настойчивость, сдержанность и прочие качества, необходимые офицеру. К тому же здесь налицо такой важный фактор, как масса солдат, которыми он руководит и воспитывая которых, воспитывает и самого себя.

Индивидуальный подход основан на точном учете личных качеств и особенностей воспитуемого. Он вовсе не означает уклонение от тех или иных воспитательных целей. Наоборот, воспитательные цели остаются одни и те же, независимо от индивидуальных особенностей воспитуемых. Но для их достижения необходимы различные методы, сообразно индивидуальным особенностям каждого воспитуемого.

Таким образом, начальник, ясно представляя себе необходимые командиру волевые качества, как цель своей воспитательной работы, правильно расценивая действие и значение каждого воспитывающего фактора и хорошо зная индивидуальные особенности офицера, имеет все отправные данные для решения задачи по воспитанию его волевых качеств в условиях повседневной служебной деятельности.

В дальнейшем будет рассмотрено, что собой представляют волевые действия и необходимые офицеру волевые качества, на какой основе и какими средствами они могут формироваться.

 



 
Интересный материал? Поделись им с другими:

На Форуме