О воспитании волевых качеств советского офицера - ГЛАВА V

E-mail Печать
Индекс материала
О воспитании волевых качеств советского офицера
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I
ГЛАВА II
ГЛАВА III. Меры дисциплинарного воздействия как средство формирования воли
ГЛАВА IV. Строевая и физическая подготовка – средства воспитания воли
ГЛАВА V. Огневая, специально-техническая и учебно-методическая подготовка – средства воспитания воли
ГЛАВА VI. Тактическая подготовка офицера и воспитание волевых качеств
ГЛАВА VII. Методы руководства офицером
ГЛАВА VIII. Воспитательное значение взаимоотношений
ГЛАВА IX. Предотвращение страха и его преодоление
ГЛАВА X. О самовоспитании
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Все страницы

 

ГЛАВА V

ОГНЕВАЯ, СПЕЦИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА — СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ ВОЛИ

 

1. Огневая подготовка офицера

Несмотря на значительные качественные отличия современной боезой техники от техники времен Великой Отечественной войны, все же одним из основных средств уничтожения живой силы противника попрежнему остается огонь пехоты, артиллерии и танков. В ближнем же бою исключительное значение имеет пехотный огонь. Этим определяется значение оружия ближнего боя — пулемета, карабина, автомата и пр. Недооценка их на войне может обойтись очень дорого.

Для пехотного офицера стрелковое дело является важнейшей специальностью. Но и для офицеров других родов войск огневая подготовка также чрезвычайно важна, и без совершенного знания стрелкового дела они не могут быть полноценными командирами. Любой офицер должен знать стрелковое дело не только теоретически, но и практически. Он должен постоянно совершенствоваться в огневой подготовке, хорошо владея как индивидуальным, так и групповым оружием. Это необходимо прежде всего потому, что он должен обучать своих солдат стрелковому делу.

Хотя офицер, как правила, не участвует непосредственно в огневом бое с противником, все же, как и любой солдат, он не может себя чувствовать уверенным, если в совершенстве не владеет стрелковым оружием. Индивидуальное стрелковое оружие является для офицера средством личной самообороны. Отсюда понятно, насколько владение им повышает его уверенность в себе, как участника ближнего боя.

Следует учесть, что не только пехотный офицер, но и командиры любого рода войск в современной войне могут часто очутиться в непосредственном соприкосновении с противником. В этих условиях офицер — связист ли он, сапер, артиллерист — является организатором ближнего боя и ему приходится управлять огнем, правильно и быстро ставить и решать всевозможные огневые задачи как днем, так и ночью, в обороне и в наступлении.

Иной раз командир специального подразделения или части попадает в положение пехотного офицера. Командир инженерного батальона Н-ского танкового соединения майор Сычев 14 апреля 1944 года с ротой саперов и танковым взводом в районе села Мамашай под Севастополем захватил у противника переправу. Удерживая ее до подхода передовых частей соединения, саперы и танкисты отразили семь яростных атак противника, стремившегося вновь овладеть ею или разрушить ее.

Основу подобных боевых действий составляет умелое ведение огня, обеспечивающее успех схватки с противником. В таких случаях обстановка обычно складывается так, что приходится дорожить каждым патроном. Поэтому тем большая уверенность требуется для офицера в том, что любая пуля, посланная им или его солдатом в цель, обязательно поразит ее. Такая уверенность и обусловливает необходимую стойкость и храбрость офицера в боевой обстановке.

Для повышения мастерства офицера в стрелковом деле необходим целый ряд мероприятий. Здесь можно указать на следующие из них.

Жесткая требовательность начальника как к огневой подготовке подразделения, которым командует офицер, так и к его личной подготовке. Разумеется, желание лучше подготовить свое подразделение заставит и самого офицера усиленно заниматься стрелковым делом.

Не допускать упрощений. Офицер должен быть готов организовать огонь, добиваясь наибольшей его эффективности, в любых условиях. Он должен умело управлять огнем в условиях ночного боя, ставшими теперь обычными, при искусственном освещении и в темноте, при ярком свете солнца, когда оно впереди, по быстро передвигающимся, быстро появляющимся и мгновенно исчезающим наземным и воздушным целям и т. п. Только готовясь для действий в таких разнообразных и тяжелых условиях, офицер сможет стать мастером стрелкового дела.

 

2. Специальная и техническая подготовка офицера

Отличное знание своей специальности — это важнейшее условие,обеспечивающее чувство полноценности, без которого невозможен ни волевой командир вообще, ни смелые и твердые решения в частности.

Любой офицер-специалист должен ясно представлять себе роль своего рода войск в бою. Чтобы соответствовать своему назначению, быть действительно полноценным, офицер-специалист должен хорошо знать основы общевойскового боя, главным образом действия пехоты, на которую работают все остальные рода войск.

Вместе с тем,поскольку роль техники в современной войне все больше возрастает, необходимо все более глубокое изучение ее офицерами любого рода войск, в том числе и пехоты. Быстрота передвижений, глубина поражения современного оружия, небывалая плотность огня накладывают свою печать на боевые действия войск, начиная от разведки и кончая наступлением,оборонной,преследованием, и т. п., и предъявляют особые требования в отношении взаимодействия самых различных видов техники и родов войск. Задачи взаимодействия в бою нельзя решить, если не знать как следует участвующей в нем техники.

Всесторонняя техническая подготовка дает офицеру возможность правильно организовать бой и разумно использовать многообразную технику. Такая подготовка делает его упорным и смелым в бою, потому что он хорошо представляет себе, что может дать имеющаяся в его распоряжении боевая техника. Недостаточные же знания техники не дают использовать все ее возможности, что понижает напористость офицера и эффективность его волевых усилий.

Каждый офицер является организатором, полностью отвечающим за оборонительные работы на своем участке. Поэтому артиллерист, минометчик, пехотинец должны хорошо знать соответственно орудийный, минометный и пехотный окопы, нормы земляных работ, чтобы правильно рассчитать и расставить силы.

Во время Великой Отечественной войны один командир стрелкового взвода, захватив у противника очень важную в тактическом отношении высоту, не успокоился на этом. Предвидя контратаку противника, он всю ночь использовал на то, чтобы построить убежище для взвода, перекрыв его несколькими накатами из имевшегося вблизи материала. Противник, подготавливая контратаку, обрушился на высоту таким массированным артиллерийским огнем, что, казалось, он ее всю перепахал. Когда же вражеская пехота пошла в контратаку, она была встречена убийственным огнем взвода, спокойно переждавшего артиллерийскую подготовку в своем убежище. Не понеся никаких потерь, взвод успешно отразил контратаку противника, удержав за собой высоту.

Без глубокого знания новой военной техники офицер не сможет быстро и правильно ориентироваться в сложном переплете событий и явлений современного боя. При той скоротечности боя,которую обусловливает современная военная техника,от офицера потребуется умение быстро принимать правильные решения и настойчиво проводить их в жизнь. В таких условиях незнание техники сделает офицера совершенно беспомощным,безвольным. Всесторонняя техническая подготовка позволит офицеру умело применять разнообразную боевую технику для достижения победы над врагом.

Современное поле боя настолько насыщено техникой, что инициатива часто становится беспредметной, если она не основана на творческом использовании этой техники. Чтобы изобретать, творить в данной области, необходимо глубоко знать ее. Важна, однако, не только изобретательность офицера сама по себе. Важно, чтобы он понимал, что его сведения, как и знания любого специалиста, никогда не исчерпывают того, что таит в себе данная отрасль техники. Тогда он будет ценить любое рационализаторское предложение каждого из своих подчиненных, будет искать все новые пути и методы решения задач. Чтобы офицер убедился в том, сколько таилось и может еще таиться для него неизвестных возможностей в каждой области военной техники, ему следует бывать на конференциях изобретателей и рационализаторов своего соединения, систематически знакомиться с их предложениями.

Изучая боевую технику, офицер должен заглядывать вперед, думая о том, какова может быть перспектива того или иного технического средства в случае его дальнейшего усовершенствования или применения в большем количестве.

Но дело не может ограничиваться только новой боевой техникой. Необходимо иметь в виду максимально эффективное использование и карабина и пулемета и даже такого простого орудия, как лопата.

В будущей войне ночные действия войск станут еще бо- лее частым явлением, чем это было во время Великой Отечественной войны. Поэтому такой, казалось, простой вопрос, как приспособление для ночной стрельбы из карабинов и пулеметов, приобретает большое значение. За последние полтора—два года в нашей литературе было предложено немало различных конструкций этих приспособлений. Офицер должен иметь свое мнение о той или иной конструкции, уметь обеспечивать оборону на ночных занятиях или маневрах приспособлениями для ночной стрельбы.

Обучение ночной стрельбе в наступлении также требует известных приспособлений и приборов. Методы ведения огня ночью в любом виде боя, в любых условиях, а также необходимые для этого приборы и усовершенствования должны стать предметом размышлений и работы офицера.

Требование быстрее и глубже зарываться в землю в условиях современной войны становится еще более настоятельным. Уставные нормы инженерных работ являются только исходными, но не предельными. Хорошо продуманная организация работы даже в масштабе отделения может значительно ускорить отрывку окопов.

Это относится ко всем другим видам боевой техники. Офицер должен применять ее творчески, учитывая каждый раз конкретные условия, чтобы максимально использовать все ее возможности.

Глубокое, детальное изучение техники необходимо не только данному специалисту, но и всем общевойсковым командирам, которым в современном бою приходится иметь дело с различной техникой. Иначе они не смогут принять решения со знанием дела. Штатный или приданный командиру специалист сам не решает задачи, он только обеспечивает ее выполнение, помогая командиру, который отвечает как за действия людей, так за правильное использование техники. Если командир хорошо знает приданную ему технику, он сможет наиболее целесообразно использовать ее для достижения победы над врагом. В конце 1942 года на Северном Кавказе одному стрелковому батальону, наступавшему на поспешно укрепившегося противника, был придай бронепоезд. Командир батальона хотел было поставить бронепоезд правее батальона, в таком месте, откуда он мог бы вести косоприцельный огонь по противнику. Начальник бронепоезда доложил, что с указанного ему района расстояние до противника превышает максимальную дистанцию, на которую он может вести огонь. Тогда командир батальона приказывает начальнику бронепоезда поставить его еще правее, на закруглении, выпуклость которого обра- шена в сторону противника. И несмотря на то, что от этого района расстояние до противника увеличилось, бронепоезд мог вести по противнику эффективный фланговый огонь, и батальон успешно выполнил поставленную перед ним задачу. К такому решению командир батальона пришел потому, что из механики знал, что на закруглении внешний рельс выше внутреннего (иначе центробежной силой свалит поезд). Поставив бронепоезд «на таком месте, он добился увеличения общего угла возвышения его орудий.

Из этого примера видно, что творческое использование техники, повышение ее эффективности возможно тогда, когда офицер знает ее теоретическое обоснование — соответствующие разделы физики, химии и математики. Неизмеримо выше стало значение этих наук для офицера теперь, когда возросшая мощь и разнообразие боевой техники требуют для ее использования особенно больших знаний. Только такие знания, которые опираются на прочный научный фундамент, могут служить основой для смелых действий в применении боевой техники и дают возможность правильно поставить дело обучения своих подчиненных — офицеров и солдат.

Для повышения технической, специальной подготовки офицера необходимо:

повседневно предъявлять к нему высокую требовательность в деле изучения техники и практического овладения ею, ухода за ней и сбережения ее;

создавать при обучении, особенно на тактико-специальных занятиях, а также на маневрах такую сложную обстановку, такие положения, которые мобилизовали бы всю волю, все знания офицера на успешное решение поставленной перед ним задачи;

организовать передачу передового опыта овладения техникой и ее использования;

пробуждать мысль офицера, всячески поощряя его инициативу, как рационализатора и изобретателя.

 

3. Учебно-методическая подготовка офицера

В современных условиях, когда с появлением новых средств борьбы изменились условия, способы и приемы ведения боя, предъявляются новые требования и к методике обучения и воспитания воина. Это в свою очередь предъявляет новые требования и к методической подготовке офицера. Он должен сейчас проявлять еще больше творческой инициативы в использовании и совершенствовании методов боевой подготовки своего подразделения.

Все это требует от офицера высоких познаний в области педагогики и методики.

Здесь следует рассмотреть сначала, проявления каких волевых качеств требует воспитательная работа, в чем и как они сказываются, а затем — какую помощь должен оказывать начальник офицеру, чтобы последний овладел искусством воспитания и обучения подчиненных, развивал в себе необходимые воспитателю волевые качества.

Прежде всего речь идет о целеустремленности, которая требуется в учебно-воспитательной работе. Она должна сказываться во всем, начиная от осознания цели воспитания подчиненного и кончая конкретной учебной целью каждого занятия, которое проводит офицер.

Добиваться развития в подчиненных необходимых советскому воину морально-боевых качеств — значит проявлять и вместе с тем развивать в себе большую целеустремленность. Поставив себе конкретную цель, офицер должен обеспечить ее достижение соответствующей подготовкой и собранностью воли. Например, офицер задался целью показать на тактико-строевом занятии, как ночью стрелковая цепь, взвода выходит на объект атаки в заданном направлении.. В ходе занятия обстановка могла усложниться, например, пал густой туман, пошел дождь и т. п. Волевого офицера ухудшение обстановки не заставит отказаться от своей цели, и он успешно проведет занятие. Здесь можно не рассматривать вопроса о том, как он добился успеха и что его обеспечило, важно отметить, что целеустремленность заставила его напрячься и добиться решения задачи.

В обучении и воспитании подчиненных офицер должен? проявлять большую инициативу и изобретательность, которые исключают шаблон и упрощенчество в проведении занятий. Инициативный офицер неустанно изыскивает наилучшие, более действенные методы обучения и воспитания подчиненных. Громадное значение для боевой подготовки имеют, например, разного рода приборы, модели, макеты, способствующие лучшему, более твердому усвоению изучаемого материала, овладению техникой. Офицеру приходится проявлять большую изобретательность, чтобы улучшить соответствующий прибор, а то и заново сконструировать и сделать то или иное приспособление.

Вполне естественно, что чем большими целями задается офицер, тем большую настойчивость он проявляет, чтобы их достигнуть. И как в бою он считает делом своей чести решить поставленную перед ним задачу, так и на занятиях он весь собран, добиваясь поставленной цели в обучении подчиненных. Он не допустит ни малейших отступлений от требований уставов, понимая, что каждое послабление скажется на боеготовности и боеспособности его подразделения.

Упорство офицера должно сказываться и в том, что в своей учебно-воспитательной работе он не станет довольствоваться общими показателями успеваемости подразделения, а будет добиваться, чтобы каждый его солдат был политически сознателен, дисциплинирован, физически развит и закален, умел хорошо стрелять. Это требует от офицера вдумчивой индивидуальной работы с подчиненными, что возможно только при. наличии таких волевых качеств, как упорство и настойчивость.

Необходимые офицеру волевые качества вырабатываются и развиваются как в процессе повседневной практической работы по обучению и воспитанию подчиненных, так и на командирских занятиях.

Особенно большая помощь в этом отношении должна оказываться молодым офицерам, не имеющим опыта обучения и воспитания солдат.

Прежде всего речь идет о помощи в смысле приобретения офицером необходимых знаний в области педагогики и методики. Эта помощь может быть осуществлена в виде консультаций, лекций, докладов, организованного обмена опытом и т. п. Желательно, чтобы подобные лекции увязывались с планами боевой и политической подготовки, проводились с учетом учебно-воспитательных задач, стоящих перед данным коллективом офицеров.

Очень важно, чтобы офицер самостоятельно систематически занимался теорией педагогики, в частности психологией.

Более регулярный характер носят такие виды помощи офицерам, как семинары, методические и показные занятия, открытые уроки, методические сборы.Совершенно понятно, что чем более глубокими и обширными являются знания и методические навыки, получаемые офицером на командирских занятиях, тем лучше он будет обучать и воспитывать своих подчиненных. Однако в данном случае речь идет не столько о самих знаниях, сколько о методах.

И вот если на командирских занятиях и учениях начальник добивается того, чтобы офицер пришел к самостоятельным решениям, если ему дают возможность на практике убедиться, насколько его мнения правильны или ошибочны, чтобы прийти к необходимым выводам, то он будет чувствовать, что его знания имеют прочную основу. Это, понятно, повышает его уверенность в своих силах и действиях. Когда офицеру представляют большую свободу в смысле проявления инициативы, то это повышает его чувство ответственности. Такой метод требует от начальника большого труда и терпения, зато он отвечает задачам воспитывающего обучения. Тогда офицер, естественно, будет применять подобные методы и в занятиях со своими подчиненными. Разумеется, офицер не копирует в точности методы начальника, но он воспринимает принципы этих методов, учитывая при этом особенности своего подразделения и условия, в которых ему приходится проводить занятия.

Образцами методического мастерства должны служить показные занятия и открытые уроки. Как всякий пример, показное занятие вселяет в офицере уверенность в своих силах, наталкивая на мысль, что и он при желании и надлежащих усилиях способен стать мастером в деле воспитания и обучения. Начальник должен всемерно поддерживать эту мысль, а иногда и формулировать ее, поощряя офицера и возбуждая его энергию для усовершенствования своих методов обучения и воспитания подчиненных.

Вместе с тем офицер должен постоянно чувствовать известный интерес, проявляемый начальником к его успехам, быть уверенным, что в случае необходимости он всегда получит квалифицированную помощь.

Эта помощь выражается в конкретных, деловых указаниях начальника, передающего офицеру свой личный опыт, а также опыт других передовых командиров.

Весьма важным в руководстве учебно-воспитательной работой офицера является высокая требовательность, предохраняющая от самоуспокоения, расслабляющего волю, и систематический жесткий контроль. Без надлежащего контроля невозможна и высокая требовательность. Контроль не сводится к простой регистрации отрицательных или положительных фактов. Повседневный контроль должен предохранить от возможных послаблений и упрощенчества, помочь офицеру осмыслить, чего от него требуют, лучше понять и существо методических вопросов и свою ответственность. Такого рода контроль заставляет офицера тщательно готовиться к занятиям, чувствовать большую ответственность.

Повышение методического мастерства офицера способствует более четкому пониманию им задач, порядка и способов обучения подчиненных. А это делает его волю более целеустремленной и собранной.

 



 
Интересный материал? Поделись им с другими:

На Форуме