Американский ПиАр: вариант для Приднестровья

E-mail Печать

1(В современном английском языке часто используется термин "brainwashing" – идеологическая обработка, дословно - "промывание мозгов")

Едва утихли праздничные залпы новогодних фейерверков, как американское руководство срочно бросилось решать одну из самых болезненных своих проблем – во всем мире отчетливо наблюдается устойчивый рост нелюбви к Соединенным Штатам. В попытке исправить уже почти укоренившийся негативный имидж своего государства в начале января государственный департамент США совместно с Коалицией по связям с общественностью (Public Relations Coalition) организовал и провел в Вашингтоне "Саммит частного сектора по публичной дипломатии".

В работе данного форума в американской столице приняли участие более 150 руководителей и известных специалистов "паблик рилэйшнз" (Public Relations, PR — связи с общественностью). Главной их целью было определение основных направлений сотрудничества компаний частного бизнеса США и американского правительства в осуществлении информационно-пропагандистской и имиджевой работы за рубежом. Перед участниками мероприятия выступили госсекретарь США Кондолиза Райс и заместитель госсекретаря по публичной дипломатии Карен Хьюз.

В ходе саммита администрация Буша обратилась к ведущим профессиональным PR-компаниям США с просьбой оказать ей содействие в создании нового, более оптимистичного и внушающего доверие американского имиджа за рубежом.

Впервые серьезно задуматься о кардинальном улучшении имиджа своей страны администрации США пришлось после трагических событий 11 сентября 2001 года, когда стало очевидно, что Вашингтон явно проигрывает в информационно-пропагандистской войне, которая развернулась тогда в мире, особенно в Азии и на Ближнем Востоке. В тот период достаточно явно проявилось то обстоятельство, что США имеют негативный образ в глазах мирового сообщества. Причем речь шла не только об исламских фундаменталистах, для которых Вашингтон всегда будет оставаться олицетворением мирового зла, но и о значительных слоях населения некоторых стран-союзников США. Даже европейцы зачастую рассматривают американцев как нацию, стремящуюся подменить подлинные духовные ценности простой тягой к обогащению, а страну в целом как государство, которое, ориентируясь на «право сильного», позволяет себе пренебрегать международными законами и общепринятыми моральными нормами и принципами. Хотя вызванный терактами 11 сентября подъем патриотизма среди американцев способствовал поддержке позиции и действий Вашингтона, за рубежом многие осуждали и осуждают США за агрессивность и эгоистичность политики, некорректность по отношению к союзникам и неразборчивость в средствах.

Негативное восприятие США сказывается и на отношении к американским компаниям. Ричард Эдельман, руководитель одноименного PR-агентства, являющегося одним из старейших и крупнейших в США, заявил, что ухудшение имиджа США в мире наносит вред знаковым американским брэндам, например, таким, как "Кока-Кола" или "Макдональдс". Хотя, многим в этих брэндах не нравится сама предлагаемая ими продукция.

Однако действительно, американские компании не зря во всем мире устойчиво ассоциируются с Соединенными Штатами. Традиционная спайка политических кругов и капиталистической элиты США, их совместная деятельность по продвижению общих интересов не составляют особого секрета. Так что на январском «саммите» речь шла просто о тактической мере – о большем смещении «центра тяжести» американской пропаганды в сферу «частного» бизнеса.

По сведениям из госдепартамента США, по итогам саммита были выработаны 11 направлений деятельности, по которым будет осуществляться более тесное взаимодействие между правительством США, ведущими частными американскими PR-компаниями, а также компаниями и фирмами крупного бизнеса для поддержки государственных усилий в сфере публичной дипломатии.

Одним из важнейших направлений стали договоренности о "выработке деловой практики по включению публичной дипломатии в качестве ключевого элемента международных корпоративных усилий в сфере связей с общественностью", для чего в состав руководства ведущих корпораций и компаний частного сектора США будут введены должности "ответственных за публичную дипломатию".

На самом деле, данные «договоренности» всего лишь легализуют неофициально уже давно сложившееся положение вещей. Специалисты по «паблик рилэйшнз» из крупных корпораций, так же как и многие ведущие СМИ, и сотрудники различных «неправительственных» организаций с политическими целями навроде «помощи демократии» – тесно и плодотворно взаимодействуют с государственными структурами в деле «продвижения американских интересов». Для координации деятельности этого могучего пропагандистского комплекса существует специальный орган – Управление глобальных коммуникаций при Госдепартаменте США.

О том, чем планируемое Вашингтоном улучшение своего имиджа может обернуться для стран постсоветского пространства, пока можно только предполагать. Ясно, что дело заключается не столько в переживаниях американского истэблишмента по поводу негативного имиджа США за рубежом, сколько в необходимости варьировать методы проникновения в различных регионах. Там, где силовой ресурс американской администрации, обслуживающей интересы крупного бизнеса, применять нецелесообразно, на первый план выходит «культурно-просветительская» деятельность, вполне возможно, обеспечивающая прикрытие этому самому бизнесу. Для которого на первом месте стоит собственная прибыль, а не подлинное развитие используемых для её получения районов.

В качестве примера можно взять то же Приднестровье. Вполне в духе «нового курса» американской администрации на «исправление» имиджа США, в ПМР 13 февраля сего года заехала заместитель помощника Кондолизы Райс по связям с общественностью, госпожа Колин Гриффит. Находившаяся с краткосрочным визитом в Молдове, она нашла время, чтобы встретиться с представителями практически всех приднестровских СМИ и общественно-политических организаций. На пресс-конференции К.Гриффит заявила, что в регионе сильны негативные представления об Америке и что Америка очень постарается эти представления улучшить. В этих целях она предложила всем желающим, особенно журналистам, писать за некоторое вознаграждение «позитивные материалы» о США. Представители оппозиционной прессы сразу же выразили готовность сотрудничать.

Представительница американской администрации также сочла необходимым еще раз подчеркнуть принципиальную позицию США, рассматривающих Приднестровье в качестве неотъемлемой части Республики Молдова. Залог успешности мирного урегулирования США видят в «региональной экономической интеграции и развитии социальной инфраструктуры». Нечто похожее декларировал и президент Румынии Т.Басэску во время своего выступления на сессии Европарламента 3 февраля. В последовавших публикациях румынских СМИ проскальзывало мнение, что в условиях единения под финансовым покровительством ЕС и США, не так уж важен может быть вопрос политического статуса ПМР. Мол, рано или поздно Приднестровье будет интегрировано «экономически». Что ж, если бы завуалированный «демократическими переменами» приход западного капитала пошел на пользу процветания местного населения…Однако только усугубившиеся после «оранжевых революций» социально-экономические кризисы в Украине, Грузии и Киргизии не внушают в данной связи оптимизма.

Конечно, иностранные инвестиции могут быть нужны и иметь положительный эффект. Но не в том случае, когда приход зарубежного капитала преследует те политические цели, которые ставят перед собой настоящие хозяева американской администрации. Их стремление к глобальному контролю над мировыми энергетическими ресурсами, обусловленное исключительно жаждой монопольных прибылей, сопровождается ростом нестабильности и конфронтации повсюду, где им удается усилить свое влияние. Вооружённые интервенции, «оранжевые революции» и порабощение национальных экономик идут рука об руку, а замена неугодных режимов на свои, прикормленные, оборачивается ростом социальной напряженности, конфликтами и еще худшими бедами обычных людей.

 

Владимир Платонов

 

Материал подготовлен в сотрудничестве с центром "Ракурс"

 

Приложение:

материал Ольвия -пресс о визите с фото К.Гриффит:

http://www.olvia.idknet.com/ol70-02-07.htm

 

тж. по теме:

http://www.peacekeeper.ru/index.php?mid=3422

 
Интересный материал? Поделись им с другими:

На Форуме