Война в Сомали: история и современность - 2

Сергей
Печать

Удар Африканским Рогом (Африка как ничейные ресурсы)

События и тенденции в регионе Африканского Рога дают основание утверждать, что США и их союзники формируют принципиально новую систему их собственного нефтеобеспечения и, соответственно, нефтяного бизнеса.

Наращивание группировки НАТО вблизи Африканского Рога сопровождается формированием новых нефтедобывающих - нефтепроводных систем в этом и примыкающих регионах. Такие системы будут географически самыми удобными, а экономически самыми дешевыми для Запада, особенно для США. Но одновременно "обваливаются" с помощью резкого падения мировых цен на нефть традиционно крупные ее экспортеры в тех же США. По многим прогнозам, по мере создания упомянутых систем, то есть "развития замены" Африканским Рогом Ближнего, Среднего Востока и других традиционных нефтепоставщиков, мировые цены на нефть ускорят падение и уже в 2009 году могут "достигнуть" минимума второй половины 1980-х, способствовавшего распаду СССР.

В самом деле: почти бездействуют нефтепроводы из Ирака и Аравийского полуострова к портам Ливана, Сирии и Израиля; резко сокращен транзит каспийской нефти к турецкому порту Джейхан и почти прекращен - к грузинским портам; сокращаются нефтепоставки к Джейхану и из Иракского Курдистана (из-за действий курдских партизан и дестабилизации Грузии). В то же самое время создаются новые крупные трубопроводы, предназначенные для "обхода" Ближнего, Среднего Востока и Закавказья. Для доставки ближне-, средневосточной нефти и нефтесырья с Африканского Рога в Северную Америку по кратчайшему маршруту. Это давно лоббируемые Западом нефтепроводы Трансафриканский, Ирак - Иордания, Иордания - Египет, Южный Судан - Индийский океан.

Что касается нефтересурсов Африканского Рога, наиболее крупными и высококачественными располагает Южный Судан. Но суданское руководство - против их "экспроприации" западными компаниями, стимулирует нефтепереработку и отвергает проект Трансафриканского нефтепровода, предусматривающего трансформацию Судана сугубо в нефтеэкспортера и транзитный полигон для иностранной нефти. Потому в нефтегазовых - трубопроводных районах Судана сепаратисты максимально активны.

Существенны запасы нефтегазового сырья в Огадене (на востоке Эфиопии), на красноморском шельфе Эритреи. Причем огаденскую нефть впервые обнаружили британцы еще в середине 1940 х гг. (из-за этого Лондон до конца 1940-х не выводил британские войска из Огадена), а поскольку Эфиопия не денационализирует свою нефтепромышленность, в Огадене активно "работают" сепаратисты.

Но беспрецедентно то, что еще в середине - второй половине 1980-х Сомали по продуктивности поисково-разведочного бурения (советского и китайского) по нефти и газу занимало, подчеркнем, третье место в Африке. Тем не менее в связи с последовавшим распадом этой страны геологоразведка там прекратилась. Причем соответствующие архивные данные по Сомали были впоследствии похищены, частично оказались на Западе. Однако западные фирмы уже в ближайшее время возобновят нефтегазоразведку в Сомали. Характерно же здесь то, что многие сомалийские группировки после 1991 года выступали за развитие сомалийской нефтегазовой отрасли в сотрудничестве с РФ и Китаем.

Что касается Эритреи, западные фирмы недавно подписали контракты по доразведке-добыче нефти на эритрейском шельфе Красного моря. Причем первые аналогичные контракты были подписаны еще в 1960-х гг., когда Эритерия была в составе Эфиопии (но Аддис-Абеба их аннулировала к концу 1960-х из-за опасений "нефтяного" сепаратизма Эритреи).

Важно и то, что, во-первых, практически все нефтересурсы Африканского Рога - одни из самых высококачественных и дешевых в мире по себестоимости добычи-транспортировки. А во-вторых, в том же регионе расположены крупные нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) и нефтеэкспортные терминалы, но они хронически недозагружены. Словом, есть все факторы, предопределяющие максимальную конкурентоспособность Африканского Рога (и Экваториальной Африки) по нефтеснабжению Северной Америки в сравнении с другими поставщиками и "транзитёрами". И, в-третьих, именно вблизи Африканского Рога уже который год осуществляется 20-25 процентов объема перевозок нефти в страны - члены НАТО и Японию.

С учетом таких факторов пираты и их действия вблизи этого региона оказались как нельзя кстати: под флагом "антипиратства" эскадры и базы НАТО в том регионе едва ли не станут гарантией для бессрочных позиций нефтебизнеса Запада в столь значимом регионе.

Пожалуй, важнейшая роль в рассмотренной схеме отводится Трансафриканскому нефтепроводу (Судан - Центральноафриканская Республика - Камерун) и его ответвлениям. В сравнении с традиционными маршрутами доставки ближне-, средневосточной, российской и каспийской нефти в Северную Америку этот Трансафриканский маршрут обеспечит минимум 20-процентную экономию транспортных расходов по снабжению Северной Америки, скажем так, "новой" нефтью. А поскольку себестоимость добычи нефти на северо-востоке Африки, повторим, одна из минимальных в мире, Северная Америка сможет получать по Трансафриканскому трубопроводу самую дешевую в мире нефть и по кратчайшему маршруту.

Что касается ответвлений от него, имеются в виду артерии, которые подключат к новой системе нефтеснабжения Северной Америки столь же высококачественную и дешевую нефть Огадена, Сомали и Южного Судана, если западному нефтебизнесу не без помощи тамошних сепаратистов и "ангажированных" пиратов удастся овладеть этими ресурсами. В этой связи к кенийскому побережью Индийского океана еще в конце 1980-х западными фирмами запланирован нефтепровод с юга Судана, и часть этой артерии уже построена.

А из Эфиопского Огадена предварительно планируется нефтепровод либо к Могадишо (Сомали), либо к Момбасе (Кения). Эритрейская же нефть будет вывозиться либо по Суэцкому каналу, либо включится в упомянутый Трансафриканский трубопровод. А нефтегазоресурсы Сомали максимально близко расположены к тамошним НПЗ и портам.

Источник: Алексей Чичкин, Российская Газета 

http://www.warandpeace.ru/ru/analysis/view/29661/

 

"Сомали - сейчас уже никто не вспоминает, почему эта страна фактически развалилась: Рецепты МВФ, примененные к архаической экономике Сомали, привели к ее полному краху, несмотря на финансовые вливания и кредиты, в результате чего страна, совсем недавно экспортировавшая продукты питанияв Кувейт, Саудовскую Аравию и ОАЭ, оказалась за чертой бедности и всеобщего голода.

Баланс традиционного хозяйствования был нарушен, вместо дешевых, но необходжимых маиса и триго переквалифицировались на разведение дорогостоящих, но плохо растущих фруктов, приватизация колодцев привела ко всеобщему голоду и полной деградации общества.

Сейчас основным бизнесом сомалийцев, вставших на путь "либеральных совершенствований экономики" является пиратство...

Думайте сами".

 

"забавно, но прямое подтверждение действительно сложно найти,

приблизительно вот так (все-таки экономика неразрывно связана с политикой, в т.ч. военными действиями. Просто каждый специалист указывает на область своей специализации)):

"...Важно сказать о торговых партнерах. основыми потребителями экспортируемой из Сомали продукции являются Саудовская Аравия, Йемен, Италия, Объединенные Арабские Эмираты. Импортные поставки в основном осуществляются из следующих стран: Кения, Джибути, Саудовская Аравия, Йемен...

Переход Сомали в середине 70-х годов от аграрно-сырьевой к минерально-сырьевой специализации привел к значительному росту стоимостных объемов экспорта и коренным изменениям его товарной структуры. Основной статьей экспорта стали урановые концентраты. Доходы от сбыта уранового сырья не только компенсировали потери от сокращения вывоза сельскохозяйственной продукции, но и способствовали уменьшению дефицита баланса во второй половине 70-х годов. Падение цен на уран на мировом рынке в начале 80-х годов вновь серьезно ухудшило внешнеторговый баланс Сомали, тем не менее покрытие импортных затрат доходами от экспорта в 80-х годах установилось на уровне 80-90%.

...

Правительство Сомали с первых лет независимости уделяло значительное внимание развитию внешней торговли и стремилось к расширению своего контроля над внешнеторговыми операциями, осуществлявшимся в основном частными иностранными экспортно-импортными компаниями. В 1968 году были созданы смешанные компании: «Сонара» и «Копро-Нижер». Первая контролировала скупку бананов, поставки его маслодельным заводам внутри страны и на внешние рынки; второй принадлежала государственная монополия на импорт важнейших продовольственных товаров (риса, соли, сахара и др.).

В 1970 году в связи с засухой было создано Управление продовольственных товаров Сомали, которому было предоставлено монопольное право на импорт и экспорт зерновых в целях создания государственных запасов.

В связи со «структурной перестройкой» экономики и рекомендациями МВФ и МБРР процесс «либерализации» затронул и внешнюю торговлю. В 1984 году была отменена монополия Управления продовольственных товаров Сомали на экспорт и импорт зерновых, а с 1 октября 1985 года - государственная монополия на импорт всех товаров (включая и те продовольствия, которые ввозились исключительно «Копро-СОМЕЛ»), за исключением нефтепродуктов и газа..."

http://catalog.fmb.ru/somalia6.shtml

 

"...Не менее впечатляющим было разрушение МВФ экономики Сомали. Сомали нуждалась в финансовых вливаниях из-за расходов, связанной с проигранной сомалийско-эфиопской войной. МВФ предоставил займы под условием проведения политики "жесткой экономии", закупок по демпинговым ценам американского зерна и девальвации сомалийского шиллинга. Это разрушило традиционные связи между двумя основными секторами сомалийской экономики: "кочевой экономикой" (скотоводами) и "оседлой экономикой" (земледельцами и горожанами). Девальвация привела к резкому удорожанию цен на топливо и удобрения, а демпинг американского зерна сделал невыгодным выращивание зерновых. Крестьяне были моментально разорены. Они не смогли покупать товары в городах, что разорило горожан. Те, в свою очередь, не смогли покупать мясо у скотоводов - и скотоводы были вынуждены пустить стада под нож, поскольку не имели денег на их содержание. Экономика страны рухнула.

По требованию МВФ были закрыты госхозы (существовавшие в основном в зонах орошаемого земледелия), что лишило государство основного (помимо налогов) источника доходов. А это, в свою очередь, уничтожило государственные социальные программы. Государство не смогло платить зарплату госслужащим, что повлекло за собой развал госаппарата, а затем и гражданскую войну, унесшую приблизительно 60 тыс. жизней..."

http://saint-juste.narod.ru/argentina.htm 

 

"...западные средства массовой информации затушевали и старательно исказили внутренние причины политического и социального краха. Гражданская война в Сомали, Югославии и Руанде - хронология гуманитарной помощи и военных интервенций получает яркое отображение, подробно излагается полная программа "миротворчества" и "превентивной дипломатии" ООН на фоне кадров событий, происходящих по всему миру, на телеэкране, распространение голода и чумы среди мирного населения... "

http://www.alternativy.ru/old/magazine/htm/95_4/3_1.htm

 

Обратите внимание, как это преподносилось сторонниками либерального пути развития:

"..В это время правительства стран Латинской Америки и Африки приступили к реформированию экономики. В самом общем виде программы перестройки предусматривали изменение финансовой, денежной и структурной политики, преобразования в регулировании деятельности финансовых институтов. Существенную помощь в реализации новых экономических программ оказали МВФ и Всемирный банк. За 1980-1988 гг. долгосрочные займы для структурной перестройки экономики были предоставлены 59 развивающимся странам. Во многих из них реформы принесли положительные плоды, особенно в сфере торговли и валютной политики. Вместе с тем в ряде стран промышленная политика попрежнему сохраняла протекционистскую направленность.

Среди развивающихся государств наиболее серьезные проблемы экономического развития испытали африканские страны южнее Сахары (кроме ЮАР). Причинами ухудшения их социально-экономического положения после устойчивого роста в 60-70-е годы явились неблагоприятные внешние условия, в частности, нефтяные шоки 70-х годов, а также неэффективная экономическая политика и ухудшение состояния окружающей природной среды.

Резкое снижение норм сбережений и инвестиций, доходов на душу населения во многом было обусловлено сочетанием падения темпов экономического роста с быстрым ростом численности населения. Для решения проблем бедности правительства этих стран пошли на ограничение роли государственного вмешательства, концентрацию государственных расходов в приоритетных сферах экономики, корректировку завышенного валютного курса. Реформы в сельском хозяйстве, предусматривающие устранение контроля над ценами (Мали, Нигер, Сомали, Уганда), децентрализацию продаж сельскохозяйственной продукции, улучшили условия экономической деятельности, способствовали оживлению экономики многих развивающихся стран африканского континента..."

http://geum.ru/book/docum276.htm

 

"и чем все в реальности закончилось, мы видим - Лат Америка прошла сквозь череду кризисов и выбрала левый путь, Африканы до сих пор глубоко в заднице (военные действия тоже нельзя списывать со счетов, но они и экономика все-таки привязы друг к другу, как и культурное и историческое развитие. В данном случае людям, находящимся на своем достаточно архаическом уровне, воевавшим примитивными средствами, вложили в руки другое оружие, а вголову другую идеологию и стали говорить о других, не свойственных им, ценностях)"

http://community.livejournal.com/action_rakurs/19899.html